Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Речевая игра

Дата: 25 апреля 2016 в 11:04

                          РЕЧЕВАЯ ИГРА. ЧТО ЭТО И КАК В НЕЕ ИГРАТЬ?

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки - все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
                                                  Что же такое «речевая игра»?

Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
                                                      А в чем же польза этих игр?

Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе!
                                                

«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».
                                                 

Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи,

Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки,

Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи.

Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка-Ежка прилетела,

Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела,

Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон,

Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел,

Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон!

Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
                                 

  Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу.

Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком,

Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.
Каша пшенная с дымком,

Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом,

Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони
вниз - «ломоть хлеба».
С маслом,

Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком.

Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки,

Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки!

Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша

Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи!

Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

                                                    

Речевая игра «Барабек»
               («Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек

Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек

Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией.
И корову,

Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка,

Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника,

Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу,

Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу,

Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу,

Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу,

Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь,

Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом,

Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом,

Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит:

Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!!

Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.