Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Как определить готовность ребёнка к школе

Дата: 2 апреля 2017 в 19:10

Как определить готовность ребёнка к школе

 Практикующим детским психологам и учителям начальных классов в последние годы всё чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда младшие школьники долго и болезненно адаптируются в классе, с трудом усваивают необходимый объём знаний, часто болеют и даже отказываются ходить в школу. Изучение этих ситуаций показывает, что причиной является одна проблема — родители поторопились отдать ребёнка в школу. Казалось бы, над чем тут задумываться — ребёнку как раз исполнилось 6 лет, он умеет выполнять математические действия, читать и разбивать слова на слоги, считать до 100, аккуратно выводить слова прописными буквами в тетрадке, да и все дети из группы дошкольного учреждения идут в школу.

В такой ситуации родители, столкнувшись с тем, что у ребёнка возникают серьёзные проблемы в школе, воспринимают это как гром среди ясного неба! На самом же деле неопытность, непонимание критериев готовности ребёнка к новым условиям школьной жизни, а порой и невнимательность к своему ребёнку не позволяют родителям разглядеть проявления незрелости у своих детей.

Да, чтение, счёт и письмо — важные умения, которым детей начинают обучать уже в дошкольном учреждении (обычно такие умения называют педагогической или специальной готовностью детей к школе), но они — далеко не единственное, что поможет ребёнку справиться с первым серьёзным испытанием в жизни — поступлением в школу, особенно если он не посещал дошкольное учреждение. Какой бы строгой ни была дисциплина в дошкольном учреждении и как бы ни были требовательны воспитатели, принципиальная разница между школой и дошкольным учреждением огромна: в саду к ребёнку относятся именно как к ребёнку, а в школе — как к участнику производственного процесса. Уроки в школе — это интенсивный, ежедневный, многочасовой труд в коллективе, требующий волевых и интеллектуальных усилий, когда ребёнку необходимо ежедневно добиваться определённых «производственных показателей». Более того, даже для совершенно здорового ребёнка новая система организации жизни (жёсткое, «поминутное» распределение времени на уроках, шумные перемены и необходимость приспосабливаться к большому количеству детей, необходимость соответствовать требованиям учителя, необходимость усваивать большие объёмы новой информации, изменение характера питания, отрыв от родителей на долгие часы) является серьёзным стрессом.

Итак, на что же должны обратить внимание родители будущего первоклассника?

Личностный аспект

Дошкольники стремятся стать школьниками по разным причинам: чтобы чувствовать себя взрослее, сидеть за партой, писать мелом на доске, приобрести портфель и пенал с карандашами, играть с друзьями на переменках, получать высокие оценки или просто потому, что так решили мама с папой. Но успешность обучения в школе в первую очередь зависит от желания ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, узнавать новое. Положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Только такой ребёнок сможет подчиниться требованиям и правилам поведения в школе, будет интересоваться содержанием уроков и старательно выполнять то, что может быть не совсем интересным, но очень важным.

Интеллектуальный аспект

Чтобы успешно справиться с учебной программой и освоить роль школьника, ребёнок должен обладать и определёнными психологическими качествами.

К таким качествам относятся логическое мышление, осмысленное запоминание, способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием, ориентироваться в различных свойствах предметов, красиво и грамотно говорить, различать на слух отдельные звуки и правильно их произносить.

Кроме того, важна работоспособность ребёнка, его познавательная активность. Часто бывает так, что при хорошем интеллекте у ребёнка страдают именно эти стороны психики. 

Социальный аспект

Школа — это сложный мир человеческих взаимоотношений, который требует способностей и навыков быть организованным, подчиняться определённым правилам и требованиям. Очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы такие понятия, как «надо», «нельзя», «должен». Нужно уметь ждать, принимать участие в делах группы и найти свою «нишу» в классе. Уровень сложности межличностных контактов также резко возрастает: нужно уметь наладить отношения с одноклассниками, уметь постоять за себя, пережить обиды и т. д. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы в этой сфере, необходимо посоветоваться с психологом заранее, чтобы при необходимости пройти специальные тренинги.

Состояние физического здоровья

Если ребёнок родился недоношенным или ослабленным, если у ребёнка есть какие-то серьёзные заболевания, операции или он относится к группе так называемых ЧДБ (часто и длительно болеющие), если у него от волнения или неприятностей легко возникают желудочно-кишечные расстройства или аллергические реакции — это повод задуматься, стоит ли отправлять малыша в школу в 6 лет.

Зачастую у таких детей в соответствии с формальными критериями отбора нет противопоказаний, и родители, хотя и видят признаки психологической незрелости ребёнка, всё-таки не проявляют настойчивости и полагаются на «авось», отдавая его в школу. Как правило, в дальнейшем у физически слабого ребёнка обнаруживаются проявления эмоционального расстройства с нарушениями адаптации. Ему нужен щадящий режим и уменьшение нагрузки, а нагрузка и сложность программы, наоборот, возрастают с каждым годом.

Итак, если вы осознаёте, что ваш ребёнок не готов к школе, несмотря на то что ему исполнилось 6 лет, не полагайтесь на «авось», дайте ребёнку «дозреть», потратьте на его оздоровление ещё один год, посоветуйтесь с психоневрологами, психологами, проведите медикаментозное лечение и психологическую коррекцию. Это позволит вашему ребёнку избежать многих школьных проблем со здоровьем (как физическим, так и психическим) и сделает годы его обучения в школе временем действительно гармоничного развития и творчества.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.