Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 37 человек

Городской семинар для педагогов

Дата: 25 апреля 2016 в 12:06, Обновлено 25 апреля 2016 в 12:07

12.02.2016 года на базе дошкольного центра состоялся городской семинар для педагогов "Готовимся к аттестации. Технология обобщения и представления опыта педагогической деятельности"          

       

Практический материал

 в помощь  педагогам дошкольного образования

по формированию и описанию педагогического опыта работы

на подтверждение высшей квалификационной категории

 

Формирование педагогического опыта

Педагогический опыт надо формировать, сам по себе он, как правило, не формируется. Диагностичность (результативность) опыта производится только тогда, когда опыт сформирован. Диагностичность  - процесс приращения результативности. А это трудно сделать, если нет процесса формирования опыта. Педагогический опыт – это опыт, который можно предъявить педагогической общественности.

 

Технология формирования опыта, его этапы

I этап.    Выявление противоречий между сложившимися формами и методами работы и требованиями сегодняшнего дня в соответствии с достижениями науки, передовой педагогической практики. Выявление противоречия: я работаю хорошо, но у детей возможности остались не реализованными. Возможности ребёнка и условия, в которых он находится, могут способствовать более широким его возможностям. На  I этапе выявляются противоречия, определяется новизна и актуальность, определяется результат.

II этап.  Поисковая работа. На данном этапе педагог анализирует свои находки, ищет педагогические находки коллег, Поисковая работа предполагает серьёзную аналитическую деятельность, вскрытие причин, почему не достигаются высокие положительные результаты. На II этапе   происходит изучение и анализ научно-методической литературы (литература 5-летней давности). Анализ имеющихся знаний, практических умений и навыков моделирования  педагога, представлений у детей проверяется с помощью тестов, материалов практической деятельности, оценок и др. Таким образом, формируя и обобщая свой опыт, педагог  совершенствуется и развивается.  Описание опыта представляет собой следующую структуру:

объект – что изучается (образовательный процесс, система работы с родителями и др.). Педагог, ребёнок объектом быть не может;

предмет – конкретная сторона объекта (методы, средства, условия, характеристики, использование образовательных методик и технологий и др.). В описании опыта выделение объекта и предмета не является обязательным, но предпочтительным  элементом.

 

Результатом II этапа является определение своих способов и предпочтений деятельности, определение перспектив дальнейшего самосовершенствования.  В опыте не описываются никакие контрольные и экспериментальные группы. Сравнивать можно только самого ребёнка на начальном и конечном этапах работы. Никаких экспериментов не проводим и не описываем. Изучаем? Да! Исследуем? Да!  - в рамках современных подходов и требований.

III этап.  Составление программы изучения и обобщения опыта. В программе определяется тема опыта, цель, 3-5 задач. Кроме программы желательно иметь план действий, чтобы отслеживать последовательность формирования опыта и спрогнозировать результат. Логично, когда после формулировки цели и задач опыта формулируется его тема, а не наоборот. В теоретической базе излагаются научные идеи, теории и положения (0,5-1 страница) на которых базируется сформированный опыт педагогической деятельности.

IV этап.  Сбор педагогических фактов  и другого (эмпирического, практического и информационного) материала. Этот этап начинается с диагностики (диагностика – это тенденция изменения результатов всех воспитанников, а не одного – двух детей, которые занимаются в изостудии или кружке: соответствие показателей развития воспитанников стандартам и учебной программе дошкольного образования). Чтобы зафиксировать подтверждение положительных изменений, необходимо как минимум 2 раза провести диагностику:  на начальном и конечном этапах работы. Не прописываются уровни (нарушение прав ребёнка). Описать, что будет способствовать улучшению процесса, какой результат может быть достигнут.

Полученный материал  уточняется и проверяется.

V этап.  Сопоставление, сравнение, установление связи, анализ фактов. На данном этапе выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий и проводимых мероприятий. Результатом пятого этапа является осмысление, предполагаемые выводы и итоговая диагностика.

VI этап.  Описание опыта, формулировка выводов и рекомендаций.  

VII этап.  Представление опыта педагогической общественности и его распространение. Этот этап является конечным в описании и дальше осуществляется апробация опыта. Апробация может начинаться уже на  V и VI этапах.  Апробация должна быть обязательно, если администрация учреждения желает добра своему педагогу.

 

 

 

Критерии опыта

новизна и актуальность;

высокая степень результативности;

соответствие достижениям науки и передовой педагогической практики;

стабильность, как устойчивость и сохранение эффективности опыта;

воспроизводимость опыта, которая подтверждается на каждом этапе;

оптимальность, как достижение высоких результатов при относительной экономичности затрат времени, средств, сил и др. ресурсов.

 

Структура представления опыта

  1. Информационный блок: название опыта, актуальность с выявлением противоречий, цель, задачи, новизна. Длительность работы над опытом.
  2. Описание технологии опыта: ведущая идея, описание сути опыта, результативность и эффективность (критерии по воспитанникам, педагогам, родителям).
  3. Заключение
  4. Приложение
  5. Литература

 

                                                                                                                                                                 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.