Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 42 человека

Без закаливания не обойтись!

Дата: 25 апреля 2016 в 15:54

Без закаливания не обойтись!

В основе закаливания лежит тренировка механизмов приспособления к меняющемся параметрам температуры, влажности, солнечной радиации, а так же физическим нагрузкам. В процессе многократного воздействия факторов среды в реакцию включаются сначала имеющиеся механизмы адаптации, а затем возникают новые, более сложные (приспособленные).

            Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно ограничено включено в комплекс физкультурно – оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

            Существуют разнообразные методы закаливания, о которых должны знать педагоги и родители.

            Метод постепенного снижения температур воздействия на 1-2 градусов через 2-3 дня (воздушные, солнечные ванны, различные водные процедуры местного и общего характера: обтирание, обливание, ножные ванны и т.п.). физиологи считают его неэффективным.

            Метод пульсирующего климата. Он заключается в том, что с помощью кондиционера температура воздуха в помещении постепенно повышается от 18 до 26 градусов, затем снижается до исходных величин, что стимулирует работу терморегуляционной системы организма.

            Метод экстремальных воздействий (обливание холодной водой, бег по снегу босиком, купание в проруби и т.п.). получил свое начало в семейной педагогике и вызвал определенный интерес и распространение. Применение его в ДУ возможно в весьма редких случаях: когда воспитатель теоретически может объяснить процессы, происходящие в организме при Холодовых процедурах, сам пользуется продолжительное время этим методом, сможет найти поддержку и помощь родителей при проведении процедур и не боится взять на себя ответственность. При отсутствии хотя бы одного из указанных слагаемых, естественно, он не может применяться.

            Метод контрастных температур (воздушные ванны, обтирание, обливания местные и общие) на сегодняшний день признан самым эффективным. Однако в условиях ДУ этот метод практически не выполним по техническим причинам (сложность  в дозировании температуры воздуха, воды; большие физические и временные затраты), поэтому его целесообразно рекомендовать для семьи.

            Естественные методы закаливания (облегченная одежда, умывание, прогулки, ходьба босиком и др.). многие авторы включают их в систему закаливающих мероприятий, но не предают им значительного оздоровительного эффекта. В то же время физиологи утверждают, что слабые процедуры, но часто повторяющиеся в течении дня и систематически выполняемые, оказывают более значительный закаливающий эффект, чем разовые сильные. По мнению многих специалистов, именно естественные методы закаливания, ограниченно включенные в общую систему ЗОЖ, должны стать основными, так как доступны каждому ребенку, независимо от его здоровья, не требуют специального оборудования, физических усилий детей и взрослых.

            Какие из указанных методов целесообразнее использовать в работе с детьми? Любое закаливающее мероприятие в условиях детского сада являются достаточно сложными: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого, учитывать не только здоровье ребенка, Нои его сиюминутное настроение, желание принимать процедуру. По этой причине вряд ли целесообразны методы, основанные на точном соблюдении температуры воздуха, воды. Невозможно обеспечить для ножных ванн или обтирания температуру воды с точностью до одного градуса, снижать ее на один градус через каждые два – три дня с учетом количества детей в группе и требований индивидуального подхода.

            В учебной программе дошкольного образования учтены все возможные трудности с организацией закаливания и рекомендованы как обязательные естественные методы закаливания, ограниченно включенные в режимные процессы. Ежедневные оздоровительные прогулки продолжительностью не менее 3-4 часов насыщают организм кислородом и способствуют тренировке всех его функций. Многократное умывание в течении дня прохладной (холодной) водой, полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры, воздушные ванны и ходьба босиком во время переодеваний, при подготовке ко сну и после него тренируют терморегуляционную систему. Такая организация закаливания не требует специальных условий, воспитателю нет необходимости отвлекаться от не менее важных дел, не отнимая время для игры у детей. При этом закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы автоматически дополняют значимость режимных моментов еще и закаливающей функцией. А главное – систематическое ежедневное исполнение естественных закаливающих процедур становиться для ребенка нормой поведения, потребностью.

               Естественные методы закаливания могут быть дополнены и другими, не требующими больших усилий (контрастные водные ванны для ног, ходьба по мокрым дорожкам). Сложные закаливающие процедуры (обливание, контрастное обтирание и др.) должны проводиться индивидуально с каждым ребенком в специально созданных условиях. А это возможно лишь в домашних условиях. Задача педагогов - убедить родителей в необходимости закаливающих мероприятий для здоровья детей и предложить информацию и помощь.

            Правила, которыми следует руководствоваться при организации закаливания:

            Процедуры закаливания должны быть комплексными и достаточно интенсивными, носить систематический характер, не иметь перерывов (за исключением возможной болезни ребенка);

            Следует учитывать индивидуальные особенности здоровья ребенка, его возраст, настроение;

            Начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительными является теплый период;

            Необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

            Закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить эффект неприятия.

Может ли ребенок не болеть?

Бытует стойкое мнение, что маленькие дети не могут не болеть, так как их организм пока слаб и несовершенен. Такое мнение подкрепляется неутешительной статистикой об ухудшении здоровья людей в последние годы. Действительно, можно ли быть оптимистов, когда, по данным белорусских ученых, здоровье подрастающего поколения характеризуется высоким числом функциональных нарушений и отклонений. Так, каждый второй первоклассник уже имеет стойкие отклонения в здоровье.

Может ли при таких «ситуациях риска» ребенок не болеть? Или, во всяком случае, редко болеть и быстро выздоравливать без неприятных последствий?

Зададим себе по этому поводу дополнительный вопрос: почему одни дети «не вылезают из болезни», другие болеют редко и быстро выздоравливают, а третьи растут настоящими «здоровяками». Физиолог И.А. Аршавский, многие годы возглавлявший лабораторию по изучению здоровья новорожденных, причину частых заболеваний в течение всего детства объясняет физиологической незрелостью, «приобретенной» организмом в период внутриутробного развития. При этом родители и врач, вместо того чтобы преодолевать физиологическую незрелость такими естественными средствами, как движение, закаливание, правильное питание, отдают предпочтение медикаментозному лечению. Последние воздействует лишь на следствие, не устраняя причину, а каждое заболевание провоцирует новое, требующие дополнительных лечебных усилий. Естественный иммунитет при этом не только не развивается, но и постепенно истощается, что приводит к учащению болезней. Круг замкнулся. Есть ли из него выход? Профессор И.А. Аршавский отвечает на этот вопрос положительно и дает целый ряд научно обоснованных и проверенных в практике советов родителям, медицинским работникам и педагогам. В распоряжении педагогов, родителей, врачей сегодня имеются действенные оздоровительные и оздоравливающие средства, в значительной степени обеспечивающие физиологическую зрелость организма ребенка и тем самым способствующие снижению заболеваемости. К ним относятся в первую очередь условия здорового образа жизни, физическая культура в целом. В дошкольных учреждениях, где разработана и строго соблюдается система физкультурно – оздоровительных мероприятий, удается значительно повысить уровень физического развития и здоровья детей.

Система закаливания, включающая слабые длительные (воздушные ванны) и сильные кратковременные (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействия, позволила существенно улучшить функцию терморегуляции, снизить заболеваемость ОРЗ у детей.

Таким образом, имеется объективное подтверждение тому, что система физического воспитания, включающая достаточную двигательную активность, закаливание, должный санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно-профилактическую работу, оказывает в положительной степени положительное влияние на физическое состояние детей.

Приведенные примеры свидетельствуют о больших возможностях управления здоровьем детей в дошкольных учреждениях через систему рационально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Важно, чтобы они органично вплетались в целостную систему образовательного процесса.

Как развивать двигательное творчество дошкольников?

     Эта, на первый взгляд, сложная задача решается в очень простых заданиях, играх, самостоятельной деятельности.

     Вот несколько советов – алгоритмов:

     Совет 1. Научить познавать любую новую игрушку, дидактическое пособие, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движение с перемещением в пространстве).

    Пример: принести в группу деревянный шарик диаметром 3-5 см. игра начинается с двумя – тремя детьми: «Вот шарик – его можно: крепко зажать – спрятать в ладонях (чтобы не выглядывал); покатать, чтобы не выскочил из рук; переложить с одной руки в другую(перед собой, над головой, за спиной и т.д.); покрутить по полу вокруг своей оси, покатать медленно по полу, поменяться шариками, отгадать, у кого какой, прятать – искать, складывать в корзинку, дарить куклам и т.д.»    Задания детям: прокатить шар еще по другим предметам – по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лестницы.

В следующий раз принести шары и мячи разного цвета, размера, из разного материала. Интересно наблюдать, включат ли ребята в игры с этими предметами какие – либо новые движения с учетом новизны материала: резиновый мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем, на нем можно кататься на животе, его можно отталкивать ногами ног,  слегка подпрыгнув вперед, бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ногами назад, можно посидеть на нем.

     Совет 2. Вернуть интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.

      В группе новая кукла. Чем она отличается от десятка таких же, уже наскучивших? У нее длинные волосы – вот такие (движение рук), пышная юбочка – вот такая! Она умеет танцевать вдвоем с Таней, и даже втроем, если взяться всем за руки. Заканчивается знакомство с новой куклой тем, что она «предлагает» научить всех кукол, которые есть в группе, кружиться, только по разному. Можно обыграть простой сюжет: «Научим куклу…» (ходить по доске с другими предметами, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики).

     Совет 3. Почаще менять расположение мебели, пособий в группе , находить новые варианты размещения предметов в пространстве, объединять отдельные предметы, пособия, игрушки в своеобразные комплексы, специально устраивать различные преграды в группе – натянуть веревочки на разной высоте, на свободном месте поставить корзину с мячами, мешочками для метания, вынести обручи, построить дорожку из кубиков, плоскостных предметов.

     Совет 4. Сделать так, чтобы в любую минуту дня каждый из ребят мог найти для себя занятное движение: в группе обязательно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь. Малоподвижным детям – особое внимание! Детей гиперактивных ориентировать на движения, требующие точности, сдержанности, осторожности.

     Совет 5. Каждому движению при первоначальном разучивании придавать образность: с высоким поднимание колен – «ходят лошадки»; в полуприседя «гуси»; на внешней стороне стопы – «косолапый мишка» и т.п.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.